САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Составитель

Жермаль Николай Эдуардович.

Общественный правозащитный центр Сахалинской области.

Использованы материалы Сахалинской областной и Южно-сахалинской городской публичных библиотек.

Краткая характеристика особенностей Сахалинской области,
имеющих значение для целей данного доклада

Сахалинская область расположена на Дальнем Востоке Российской федерации, является единственной в России областью, расположенной на островах Сахалин, Курильской и Малой Курильской грядах. Из 58 островов постоянно заселены пять, на остальных — небольшие гарнизоны, либо небольшие группы людей для выполнения сезонных работ или метеонаблюдений. Большинсто мелких островов необитаемы. Южная часть Курильских островов является территорией, оспариваемой у России Японией.

Численность населения — примерно 580 тыс. человек, из них 87% — городское население. Образовано 19 муниципальных образований, из которых 16 на территории Сахалина, три — на Курильских островах. Численность постоянного населения на территориях, оспариваемых Японией, составляет примерно 17 тыс. человек.

Коренное население островов — айны и малочисленные народы Севера (нивхи, уильта, ороки, эвенки). В настоящее время айнов нет, они после войны 1941—1945 г. г. выехали в Японию. Численность ныне живущих на Сахалине коренных малочисленных народов составляет менее четырёх тысяч человек, большая часть которых — около 2,4 тыс. нивхи, живущие в северных районах, характеризующихся, во-первых намного более суровым климатом, чем южная часть острова, имеющего общую протяженность по меридиану около тысячи километров. Во-вторых, именно в северных районах о. Сахалин и на шельфе у этих районов находятся месторождения нефти, оказывающие прямое влияние на демографическую и социально-экономическую ситуацию не только в этих районах, но и во всей области. Колонизация северной части Сахалина началась с конца 18-го века, особенно бурное развитие происходило в 50—60-х годах XX-го века. Однако к середине 70-х годов численность населения северной половины Сахалина достигла лишь примерно 130 тыс. человек, а затем начала снижаться, и сейчас не превышает 100 тыс. человек. В южной части, заселенной гражданами СССР после окончания войны, сейчас живет примерно 460 тыс. человек.

Имеется две ярко выраженные особенности этнического состава населения.

Во-первых, большое разнообразие национального состава, обусловленное притоком людей из многих районов страны, в том числе из нефедобывающих районов (Татария, Азербайджан, Северный Кавказ), шахтерских районов (Украина, Урал, Кузбасс), приморских областей. Не случайно поэтому доминируют по численности населения вслед за русскими не украинцы и белорусы, как в большинстве других субъектах, а татары. Количество национальностей, представленных более чем одним процентом населения, составляет здесь около двадцати, что подтверждает тезис о многонациональном составе населения.

Во-вторых, на Сахалине находится самая крупная в России корейская диаспора — около 40 тыс. человек (почти 7% всего населения области). Истоки ее образования восходят к периоду колонизации Южного Сахалина Японией в 10-40г. г. 20-го века, когда корейцы в качестве дешевой, почти рабской рабочей силы принудительно вывозились японцами для освоения завоеванных ими территорий. Из-за разделения Кореи на полярные и враждующие режимы, несовершенство международного права, а также социальных факторов абсолютное большинство корейских семей осталось после войны на Сахалине, и во 2-4-м поколениях переселенцев к выезду на историческую родину не стремится (кроме самых пожилых жителей), хотя в последние годы предпосылки для такой возможности понемногу образуются. Корейское население на-равных с жителями иных национальностей работает во всех сферах, и является одним из самых продвинутых этносов в сфере малого предпринимательства, причем не только в сфере торговли и услуг, но и в сфере производства.

Нельзя не упомянуть также заметный рост находящихся на Сахалине граждан Китайской Народной республики, работающих как в сфере торговли, так и в подрядных работах в строительстве, что все чаще начинает вызывать социальную напряженность между однородными субъектами предпринимательской деятельности в сфере торговли и услуг.

В последние годы число высших учебных заведений и их филиалов достигло десяти, в числе которых не только Сахалинский госуниверситет, но и институт «Сам Юк», учрежденный корейскими миссионерами и предпринимателями, в котором обучаются не только местные представители корейской диаспоры, но и корейцы из республики Корея, и даже несколько десятков иностранных студентов из третьих стран.



В силу интернационализации этнического состава населения в 90-х годах возникли и развиваются несколько религиозных направлений. Помимо Русской православной церкви имеется и ряд других: Новоапостольская церковь, корейская христианская церковь, Свидетели Иеговы, адвентисты, католики и др. Кроме православных храмов и молебен построен ряд культовых сооружений иных конфессий. Только в Южно-Сахалинске возведено семь постоянно действующих культовых учреждений, строится еще два. Прекращено из-за отсутствия финансирования строительство большого храма бахаи.

Однако очевидно, что политика официальных властей в области пропаганды целиком на стороне только одной — православной конфессии, о чем будет сказано ниже.

Оценка степени распространенности националистических
и ксенофобских настроений в области

Распространенность националистических и ксенофобских настроений в области достаточно низка, что следует объяснить специфическими факторами, изложенными в п. 1. Разношерстный состав переселившегося на острова населения, большая часть которого отличалась стремлением к новому, способностью к быстрой адаптации и жизни в новых, во многом непривычных условиях, динамизм поведения, склонность к риску вплоть до авантюризма, значительная часть бывших военных, а также немалое число бывших заключенных, в том числе и политзаключенных, наряду с большой прослойкой высокообразованных специалистов горной, нефтяной и рыбной промышленности, строительства и транспорта — такой конгломерат не мог не образовать условия для межнациональной терпимости. А вследствие привыкания к постоянной жизни в окружении людей разных национальностей этнические особенности каждой из них все больше нивелировались в интернациональную общность, достигнув к началу 90-х годов своего максимума. Но затем ситуация начала ухудшаться — только по причине значительного снижения жизненного уровня большей части населения, произошедшего как по общероссийским причинам, связанным со спадом экономики и перестройкой социальной сферы, так и в связи со спецификой дальневосточного региона и нашей островной области, для которых общие для страны негативные аспекты проявились особенно глубоко. Достаточно сказать, что снижение жизненного уровня жителей области оказалось на 30-50 %

глубже, чем в среднем по России. Такое положение не могло не вызвать люмпенизации значительной части населения, которая способствовала образованию и развитию негативных проявлений в обществе, в том числе и проявления национализма. Его объектами чаще всего являются корейская и китайская диаспоры, но иногда проявляются и антиеврейские настроения, направленные чаще всего не на конкретных лиц еврейской национальности, а на еврейство вообще.

В отношении корейцев существует ряд характерных предрассудков, проявляющихся, в основном, на бытовом уровне. Однако положительная тенденция здесь бесспорна: если раньше, в 50-70-х годах осуждались не только смешанные браки, но даже попытки сблизиться между молодежью русской и корейской национальностей, то теперь смешанные браки нередки и не вызывают не только отторжения родных и друзей, но вообще воспринимаются спокойно, хотя такие случаи не стали нормой, т. е. речь не идет об активной ассимиляции корейского населения — констатируется только достаточно высокий уровень толерантности.

Хуже ситуация с китайцами, занятыми, как правило, мелкорозничной торговлей. Негативное отношение к ним подогревается акциями российских малых предпринимателей, которые видят свои беды как следствие засилья китайских торговцев на местных рынках, злоупотребляющих, по их мнению, возможностью недобросовестной конкуренции.

Антисемитизм проявляется в распространении «Памятью» и РНЕ печатной продукции, тиражирующей известные измышлениями антисемитского характера. По нашим наблюдениям, длящимся с 1997 года, этими организациями выпускается и распространяется 3—7 листовок в год тиражом не менее 500 экз., хотя заявляется, как правило, 100—200 штук. Три листовки националистического содержания прилагаются в электронной версии к данному докладу.



Более ярко по сравнению с проявлениями национализма видны ксенофобские настроения на межконфессиональной почве.

Очевидно агрессивное превалирование русской православной церкви, построившей вместе с органами власти свои приходы почти во всех районах области. Эта конфессия является основным источником межконфессиональной напряженности, хотя ее доминирующее положение очевидно и явно поддерживается органами государственной власти и местного самоуправления, вплоть до финансирования за счет бюджетных средств проектирования и строительства культовых сооружений, выделения бесплатных квартир, участия во всех мало-мальских значимых мероприятиях, проводимых администрациями области и муниципальных образований. Так же ведут себя и руководители крупного бизнеса, действующие в области, финансируя строительство православных храмов («Газпром», «Роснефть», «Балтийская промышленная компания»). За счет средств федеральной программы «Курилы», целью которой является государственная помощь в развитии крайне отсталой инфраструктуры трех Курильских районов, в пгт Южно-Курильск под видом районного клуба построена новая церковь, хотя одна небольшая церковь уже действовала. Это при том, что население поселка не превышает шести тыс. человек. Более того, преданность властей основной православной конфессии используется в спекулятивных целях для решения задач внешней политики, как их понимает губернатор области Фархутдинов И. П. Именно по его инициативе на острове Танфильева — небольшом самом южном необитаемом (!) острове Малой Курильской гряды, находящемся вблизи берега японского острова Хоккайдо — был установлен шестиметровый православный крест, видный с побережья Хоккайдо. Причем на открытии этого «памятника исконности русских земель» губернатор участвовал лично, с приличной командой прибывших на специально зафрахтованных вертолетах других начальников и епархиального руководства.

Кроме этих и нижеизложенных фактов, никаких других существенных проявлений националистических или ксенофобских проявлений в среде населения не проявлялось. Однако власти безусловно действуют избирательно по отношению к православной и всем иным конфессиям, всемерно поддерживая и поощряя первую и чиня препятствия вторым. Это проявляется в ограничениях при регистрации районных организаций «Свидетелей Иеговы», изъятии у них ранее выделенных в аренду помещений, отказе в выдаче въездной визы настоятелю местного католического прихода Ярославу Вишневскому, наличии в сетке вещания местного радио и телевидения постоянных трансляций о православной церкви при полном отсутствии информации о существовании и деятельности в области иных религиозных сообществ.

Националистические организации региона
и примеры их активности

Известны и с различной активностью проявляют свою деятельность две организации националистического толка — сохраняющее свою автономность Русское Национальное Единство, (РНЕ) и «Память».

В апреле 2002 г. проявилась деятельность анонимной группы националистической направленности, которую по аналогии с результатами деятельности групп скинхедов представляли, как зарождающееся течение или уже сформировавшаяся и вышедшая «из подполья» организация скинхедов на Сахалине.

Вследствие действий этой группы 17-22 апреля 2002 года в сначала в Южно-Сахалинске, затем в ближайших к нему городах Долинске, Корсакове, Холмске и Невельске отмечена резкая вспышка ранее никогда на Сахалине не имевших места фактов угроз в отношении корейского населения, в основном, молодежи, которая по ряду опросов не склонна к выезду из России в Корею. В связи с приближением дня рождения Гитлера (20 апреля) в течение нескольких часов по Южно-Сахалинску распространились слухи о том, что в связи с этим в область якобы прилетела из Москвы и Приморья группа скинхедов численностью до ста человек, которая намеревается силовыми акциями побудить корейцев убраться из России. Одновременно такие же слухи с подобными же угрозами распространились и в отношении евреев, азербайджанцев и китайцев. Страх реализации этой угрозы, возросший до уровня паники, усилился после нескольких сообщений родственников избитых и ограбленных молодых корейцев, чему милиция дала только «хулиганскую» мотивацию. Апофеозом напряженности стала отменена учебные занятия в нескольких учебных заведениях, где доля корейской молодежи достаточно высока — Восточном факультете госуниверситета и институте «Сам Юк». К счастью, никакой «сотни скинхедов» в действительности не оказалось. Но события тех дней со всей очевидностью показали, что работа по межнациональному воспитанию практически не ведется, а усилия властей по устранению причин паники свелась к комментариям правоохранительных органов о том, что «фактов не выявлено», а пострадавшие — такие же потерпевшие, какие бывают и в иное время, независимо от их национальности. Поскольку факты, достоверно корейцам известные, вначале властями отрицались, постольку доверия и к последующим заявлениям властей об отсутствии реальной угрозы воспринимались с недоверием, и уровень паники постепенно снизился не вследствие действия властей, а вследствие отсутствия какого-либо развития проявлений национализма, и, в частности, — и это главное — вследствие самоорганизации как корейской молодёжи, так и её друзей из числа русской молодёжи.

Эта самоорганизация проявилась после того, как вследствие возникшей паники родители корейских девочек сочли для себя необходимым провожать их в школы, колледжи и даже институты, после того, как корейские, русские и парни иных живущих в Южно-Сахалинске национальностей объединились и образовали дежурные мобильные группы самообороны, подготовившиеся к отпору ожидавшихся вылазок экстремистов. Как нам представляется, лишь вследствие этих действий, а также из-за отсутствия массового одобрения жителями шовинистических проявлений, на что, видимо, рассчитывали их организаторы, накал страстей постепенно снизился.

При этом власти постоянно указывали на отсутствие реальной опасности, что в последующие дни подтвердилось и соответствовало общественному успокоению.

Однако у большинства населения сохранилась убежденность в реальности происшедших антикорейских и антикавказских действий.

Но, поскольку не была подтверждена какая-либо формальная причастность группы провокаторов к движению скинхедов, и после апреля 2002 г. никаких проявлений её действий не отмечалось, следует придти к выводу о том, что эта группа лиц относится к одной из действовавших ранее националистических организаций, а именно — к РНЕ или «Памяти», и эта группа попыталась на волне популяризации движения скинхедов в стране идентифицироваться с этим движением в предположении, что таким образом будет инициирована поддержка её действий молодежью южных районов области. Достичь этой цели явно не удалось, и, видимо, поэтому событий, подобных апрельским, больше не возникало.

Событиям тех недель посвящен большой материал в специальном номере одной из наиболее тиражных газет области –«Свободный Сахалин» 25 апреля 2002 г. рассказал и вообще о скинхедах, как особой молодежной субкультуре, так и о части вышеописанных событий.



Если в отношении местной организации РНЕ можно сказать, что её деятельность постепенно ослабевает, то в отношении «Памяти» следует отметить возрастающую активность. Если раньше листовки РНЕ в большом количестве появлялись в Южно-Сахалинске 4-5 раз в год, то сейчас — 2-3 раза. В суде журналистом Подошвиным В. Е. инициировалось дело о привлечении местной организации РНЕ к ответственности в связи с националистическим содержанием распространяемых листовок, дело тянулось два года, исследовались материалы нескольких компетентных экспертиз, но до решения о прекращении деятельности Сахалинского отделения РНЕ дело не дошло.

Что касается «Памяти, то её отделение в области не зарегистрировано, поэтому ни о каких мерах правового преследования её деятельности нам не известно.

В приложениях к данному материалу воспроизведены примеры листовок, распространявшихся РНЕ и «Памятью» на Сахалине. Кроме того, националистически настроенными организациями используется возможность распространения на коммерческой основе известной своим антисемитским содержанием газеты «Русский вестник», свежие номера которой доставляются в область на второй — четвертый день после их выхода из печати в Москве, — такой оперативности доставки и распространения нет в отношении большинства московских изданий, не говоря о том, что большинство изданий демократической направленности на Сахалин вообще не доставляются.

Отражение проявлений ксенофобии в местных СМИ

Большинство местных СМИ вообще не отражает данную проблему, как бы малозначительной она ни представлялась местным журналистам. Какие бы то ни было аналитические материалы отсутствуют. Публикуется, и постоянно, лишь хроника, касающаяся православной патриархии. Однако вышеописанные события апреля 2002 года, касающиеся попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в связи с днем рождения бывшего главного фашиста в той или иной мере были отражены СМИ различной направленности.

Изредка появляются краткие публикации, которые можно отнести к данной теме.

В газете «Сахалинское время» № 1 (январь 2002.) содержатся призывы к патриотам России о необходимости бороться с засильем агентов иностранного влияния.

В газете «Сахалинская жизнь» № 23 от 14.03.02 г. помещено исследование о деятельности китайцев на Сахалине, количество которых только за 2001 год по официальным данным миграционной службы возросло на 2614 человек, не считая «подпольной» миграции. Интонация публикации недоброжелательная.

В газете « Сахалинское время» № 102 от 14.02.02 г. помещена информация под заголовком «В Луговом убили китайца и отрезали ему голову».

В газете «Южно-Сахалинск» одна из декабрьских публикаций содержала следующую информацию: « В районе улицы Бумажной обнаружен труп монголоидной расы, представители которой все чаще посещают нашу область»

Ряд публикаций в газете «Губернские ведомости» содержат похвалы в адрес губернатора области, который своим постановлением, под предлогом усиления режима паспортно-визового и миграционного контроля ввел всеобщую проверку паспортов всех прибывающих в область на самолетах и паромах пассажиров.

Нередки публикации, направленные на острую критику действий неправославных конфессий — от их навязчивости, ограничивающей якобы свободу вероисповедания, до народных акций дворового уровня, направленных против строительства культового объекта.

Направленность региональных националистических СМИ

Средств массовой информации националистической направленности в области не издается. На постоянной основе распространяется только федеральное издание газеты «Русский вестник»

Этнические и религиозные группы,
являющиеся основными объектами
проявлений ксенофобии и национализма

К таким группам следует отнести, во-первых, мигрантов из республик Средней Азии и Закавказья.

Во-вторых, сохраняются и изредка проявляются, чаще на бытовой почве, предубеждения против лиц еврейской национальности. Особенно этим «грешны» казачьи сообщества.

В третьих, налицо дефицит толерантности в отношении представителей китайской диаспоры на Сахалине.

В четвертых, на бытовом уровне сохраняется предвзятое отношение к корейцам, — больше среди людей старшего поколения, и значительно меньше таких предрассудков среди молодежи.

Наконец, имеются проявления высокомерия относительно коренных малочисленных народов Севера, защищенность которых от вмешательства в их жизнь пришлого населения разрушила традиционный уклад жизни, способствовала резкому усилению пьянства, безработице и деградации всего сообщества.

Позиция и политика властей в сфере
проявлений ксенофобии и национализма

Власти проявляют крайнюю сдержанность в публичной оценке хоть незначительных, но все же имеющихся проявлений национализма и ксенофобии. Однако при необходимости проявления явной поддержки «государственной» конфессии власть действует достаточно определенно. Например, когда на Сахалин прибыл известный ортодокс православной церкви отец Андрей (Кураев) для него были организованы встречи и обеспечена публика в самых больших залах юга Сахалина (см. приложения). После этих встреч в правозащитный Центр области последовало несколько возмущенных звонков граждан, случайно бывших на этих встречах, ставших очевидцами неприкрытой националистической проповеди этого ученого мужа.

Вопросы толерантности не стали ни предметом специального публичного обсуждения, ни содержанием какого-либо правового акта губернатора или областной Думы. В Плане законопроектной деятельности этого областного законодательного собрания, включающего работу над более чем полутора сотней нормативных актов, какого-либо упоминания о наличии проблем толерантности нет.

В составе администрации области имеется отдел по взаимодействию с национальными меньшинствами. Поддерживается издание малотиражной газеты на нивском языке.

Фактов привлечения кого-либо к ответственности по статьям уголовного Кодекса, предусматривающим ответственность за преступления, связанные с национализмом, не выявлено. В ходе работы по данному проекту были направлены соответствующие запросы в адрес председателя областного суда, прокурора области, руководителя управления внутренних дел (прилагаются), и были получены ответы об отсутствии фактов возбуждения соответствующих дел.

http://www.mhg.ru/publications/236F77C

К разделу "Публикации"
Московская Хельсинкская Группа

Hosted by uCoz