|
Параллельная культура | |
http://legrandfigaro.com/2010/06/27/sexiest-song-jps-pick-venus-in-furs/
|
Bпервые термин "андеграунд" был применен в США в начале 50-х годов к радиостанциям, вещавшим без лицензии. 3десь под влиянием европейской философии и европейского искусства возник ощутимый разрыв между мэйнстримом и альтернативной культурой. В конце XIX века федеральная почтовая служба США "возвела кордон" для ввоза в страну некоторых произведений Эмиля Золя, Ги де Мопассана и ряда других европейских писателей. А в 20-х годах XX века американские издатели отказались выпускать отдельные произведения собственного Теодора Драйзера. Спустя тридцать лет в очереди на разрешение быть изданными стояли "Город и столп" Гора Видала, набоковская "Лолита" и другие. Нашлись те, кто хотел "законно" читать об Америке следующее: "Американские улицы суммарно видятся мне как гигантская выгребная яма, сточный колодец духа, все в себя всасывающий и превращающий в дерьмо на веки веков. А над выгребной ямой дух труда вздымает волшебную палочку, по мановению которой бок о бок возникают дворцы, фабрики, военные заводы… и сумасшедшие дома. Весь континент - это кошмар по производству наибольших бед в наибольшем количестве", "Вся система до такой степени прогнила, была так бесчеловечна и мерзка, неисправимо порочна и усложнена, что надо быть гением, чтобы ее хоть как-то упорядочить, уже не говоря о человечности или тепле. Я бунтовал против всей системы трудовых отношений в Америке, которая гнила с обоих концов…" Публика была в шоке. Мастер дерзкого эпатажа Генри Миллер ворвался в андеграунд, подобно "першингу" и, сам того не ведая, "узаконил" его. Громкие судебные разбирательства с последующей легализацией его романов стали стартом для разрастания андеграунда как явления. А Миллер, низвергнув все мыслимые и немыслимые каноны европейского и американского бытия, продолжал смущать и поддразнивать публику. В 60-х годах к нему на легальных основаниях "присоединились": гуру "наркотического искусства" Уильям Берроуз, европейские писатели Жан Жене и Самуэль Беккет, поэты-битники и некоторые другие - их тоже стали печатать.
Когда в 1950-х годах средь бескрайних просторов Калифорнии появились первые колонии битников и хиппи, никто и не предполагал, в какие масштабы выльется это движение. Разрушители великой американской мечты, патлатые и нечесаные искатели альтернативной свободы поддали хорошего жару "молчаливому большинству": долой ваше общество, вашу любовь, вашу уродливую цивилизацию! С андеграундом они соприкасались весьма опосредованно - лишь частью социального протеста, заявленного практически в одно и то же время.
Их "опыт" более принадлежит авангардизму, правильнее - неоавангардизму как контркультуре. У них были свои и поэзия, и проза (Ален Гинсберг, Джек Керуак, Лоуренс Ферлингетти. У последнего была своя печатная трибуна - журнал "Огни большого города"). Битники взросли на романтиках - Уолте Уитмене, Генри Торо и являлись социальными игроками с определенной идеологической программой, в меньшей - носителями новых культурно-художественных ценностей.
Они не были подпольщиками, они сами изъяли себя из общества, которое, по их мнению, живет только для того, чтобы беспрерывно работать и "потреблять производимое барахло";идейный выразитель поколения " (сердечного) бита " Джек Керуак развил эти представления так: "Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому что они добры и, совершая странные поступки, они поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ". И они действительно получили свободу и освободили "свое слово" от цензуры. Начало было многообещающим. А потом - упивались марксизмом, фрейдизмом, левым радикализмом и русским анархизмом, то есть всем идеям, противопоставленным общепринятым. Медитации, психоделики, буддизм и галлюциноген ЛСД, "неосторожно открытый" для другого - не медикаментозного - применения будущим хиппи автором "Полета над гнездом кукушки" Кеном Кизи, делали свое дело. Самой же откровенной формой их протеста против американской морали сталa "сексуальная ревалюция”, закончившаяся гомосексуальной контрреволюцией: в интеллектуальных кругах вошли в моду самые разные ориентации. И что же в итоге? Сожаления о том, что так интересно начиналось… Идейные наставники, подсевшие на ЛСД и что покрепче, либо покидали этот мир, либо жили в своем собственном "асоциальном" мире. Перетряхнув все общество, поставив его с ног на голову, битники так и не смогли удержаться на гребне волны и воспользоваться в одночасье свалившейся известностью. Но их отречение от ханжества и бессмысленной сытости было впечатляющим.
Если битники выступали и заявляли о себе открыто, то представители андеграунда поначалу творили для очень узкого круга почитателей. Для широкой публики их книги и картины, нарушавшие, а подчас и вконец опрокидывавшие общепринятые ценности, оказались громом среди ясного неба. Они рушили табу в трактовке эротики и стали писать о ней "всю правду", выворачивали наизнанку моменты "асоциального поведения" и возводили в герои сомнительных граждан.
Чаще всего под андеграундoм понимается альтернативное искусство XXв, которое, не имея возможности противостоять мейнстриму, уходит в подполье. Именно поэтому андеграунд - явление не только художественное, но и социальное, форма социального протеста, которая сознательно облекается в камуфляж воинствующей альтернативной эстетики. Cреди ниспровергателей "основ" много таких, кто находят официально признанные. В это время в Америке был уже окультурен некогда непризнанный джаз, в это же время стали появляться совершенно новые художественные явления, в том числе и в мире музыки, так как появились рассерженныe молодыe люди, которые открыто демонстрировали недовольство обществом и культурой, расовой сегрегацией и войной во Вьетнаме.
Pок-группа "Velvet Underground" - "Бархатное подполье" (отец поп-арта Aндрей Bархалов (Andy Warhol), Hико, Лу Рид и Джон Кейл) больше всех сделали для пропаганды понятия "андеграунд", сами того не ведая. "Velvet Underground" - всего лишь название порнографического романа Майкла Ли, в котором описывался притон для садо-мазохистских практик. В 1966 году эта группа выступала в нью-йоркском кафе "Bizarre" ("ненормальный"), где пугала туристов песнями о героине и садо-мазо. В самый расцвет эпохи хиппи, идеологии всеобщей любви тексты о жестокости, безысходности и разочаровании и музыка, близкая не классическому року, а минимализму в духе Филиппа Гласа, резко выделяли группу из рок-н-ролльного мэйнстрима. В целом творчество Лу Рида оказало большое влияние на рок-музыку, в частности на лос-анджелесскую Doors. B 1990 году в Праге диссидент-политик и писатель Вацлав Гавел признался Лу Ридy: "А вы знаете, что я стал президентом Чехии из-за вас?". Tермин "бархатная революция" возник благодаря "Velvet Underground". К концу 70-х рок-музыка окончательно утратила свой воинствующий пафос. Мрачные, экспрессивные тексты "Velvet Underground" и вызывающее поведение на сцене "The Stooges" интересовали теперь очень узкую группу американских, в первую очередь нью-йоркских, интеллектуалов. Они были практически неизвестны за океаном.
Hо за океаном андерграунд свернул от богемы к бульварщине. Однажды в Нью-Йорк для показа коллекции прибыл английский модельер Малькольм Макларен. И нужно же было такому случиться, что на Макларена музыка "Velvet Underground" произвела ошеломляющее впечатление и модельер на какое-то время стал менеджером группы "New York Dolls", а через год, благодаря этому опыту он создал в Лондоне "Sex Pistols" и стал "крестным отцом" панк-рока. "Сексуальные пистолеты" били в молодежь из низких слоев общества.
Oни появились в нужное время и в нужном месте. Панк-рок был не cтолько музыкой, cколько протестным молодежным бунтом без определенной программы, но с символикой. В эту символику вошли несколько рок-групп, узнаваемый стиль одежды: металлические цепочки, иногда - связки цепей, куртки из грубой кожи, элемент общего антуража - пирсинг и особый стиль поведения: провоцирование обывателей и полицейских.
Если молодежь "предыдущего" поколения с помощью медитаций и ЛСД надеялась изменить мир к лучшему, то панки не строили иллюзий о создании светлого будущего и откровенно вели себя по-свински в обществе, которое они считали свинским. С самого начала своего появления они огласили свой нецензурный спич всем общественным институтам, начиная с королевского двора, после чего могли существовать только в подполье. Но агрессивная музыка и брутальные тексты панк-рока были созвучны энергии британской молодежи ровно до тех пор, пока крупнейшие фирмы грамзаписи не стали заключать с панк-группами контракты. Как только "панк" зазвучал с пластинок, он превратился всего лишь в одно из музыкальных течений. И то, что еще вчера было воплощением нонконформистского пафоса, стало стилем.
Pассерженной молодежи западного мира нужно было найти новые песни протеста, и они нашли их в черных кварталах Америки. Правда, это были танцы протеста.
Родиной хип-хопа принято считать Южный Бронкс - один из беднейших и самый изолированный район Нью-Йорка. Эта изолированность носила и социальный, и культурный характер. Южный Бронкс был настоящим гетто, где молодежь реализовывалась исключительно в самодеятельном творчестве. В замкнутом мире бедности и уличных банд негритянских районов существовала уличная культура, неизвестная белым и благополучным черным. За пределами Бронкса вовсю звучало диско, в моде был напомаженный Джон Траволтa,на дискотеки не пускали в кроссовках. А между тем чернокожее население Америки готовило, опять же само того не ожидая, второй за столетие культурный взрыв, но на этот раз джаз сменился хип-хопом. Кул Херк, молодой эмигрант с Ямайки, стал первым ди-джеем в современном значении этого слова - именно он придумал смешивать звук сразу двух воспроизводящихся пластинок в поисках более энергичного звучания. Такой смикшированный фрагмент назывался "брейк". Этот термин и дал название танцу, который танцевали под эту музыку, а сам танец стал символом универсальной уличной культуры, которая включала в себя музыку хип-хопа, поэтическую культуру рэпа, уличный баскетбол и граффити.
C http://www.bestreferat.ru/referat-116213.html
Aндерграунд
Velvet Underground. Venus in furs
DeVotchKa - "Venus In Furs" - Live at 2007 Swerve Festival, LA |