|
Схема ландшафтного исследования | |
Схема ландшафтного исследования.
Путь получения знаний — наиболее подвижная составляющая ландшафтоведения, так как в ходе смены научных и практичес¬ких задач меняются представления по содержанию и стратегии исследований. Первое направление исследований шло от уни¬версальных ландшафтосъемочных работ к строго ориентирован¬ным работам. Сведения о свойствах ландшафтов необходимы для генетической или морфологической классификации природных комплексов. Изучают также отдельные важные, сложные и мало¬изученные свойства. Второе направление исследований характеризуется переходом от полевых методик, содержащих перечни действий, к методологическим проработкам, где выявляют сис¬тему исследовательской деятельности, проводят эмпирические и теоретические обобщения. Осмысливают не отдельные действия, а исследовательскую деятельность в целом. Для этого необходи¬мо методологическое обобщение предшествующего опыта. Раз¬рабатывают новые методы решения задач, не решавшихся ранее, идет эволюция конкретно ориентированных методик и методо¬логических разработок от простого к сложному. Выполненные работы и их разнообразие составляют богатство ландшафтоведения. Последовательность действий отражает процесс исследова¬ния и в зависимости от задач, требующих решения, рассматри¬вается по схемам: предполевые à полевые à завершающие ис¬следования (т. е. предмет изучения ясен, изучают лишь его тер-риториальное разнообразие); эмпирическое à теоретическое (схема отражает уровни познания); постановка проблемы à экс¬периментальная часть à обсуждение результатов; анализ à диаг¬ноз à прогноз (от изучения до выработки конкретных предложе¬ний). Ландшафтное исследование включает: изучение свойств ландшафтов, морфологической структуры, пространственной дифференциации процессов в ландшафте, современной динами¬ки и развития. Определяют: соотношение природных и техно¬генных связей, общественных потребностей, степень выполне¬ния ландшафтом заданных ему социально-экономических функ-ций. Ландшафтный прогноз предсказывает и оценивает возмож¬ные изменения в ландшафте. Эту схему модернизируют, включая дополнительные этапы: выбор объекта исследования, построе-ние моделей, управление территорией. Она объединяет есте¬ственно-исторические, технологические и социально-экономи¬ческие задачи.
К настоящему времени сложилась общая схема ландшафтного исследования.
1.Наличие объекта исследования и некоторых знаний о нем.
2.Необходимость получения о нем более полных знаний: чет¬кой формулировки цели исследования; выбора средств исследо¬вания: подбирают модели-подходы, понятийный аппарат, мето¬ды; разрабатывают программу: определяют круг решаемых воп¬росов.
3.Проведение натурных наблюдений, экспериментов, подбор материалов предшествующих наблюдений.
4.Синтез материалов наблюдения и полученных ранее знаний.
5.Проверка существующих знаний.
6.Внедрение в производство или распространение в общедос¬тупной форме полученных новых знаний.
На данном этапе развития ландшафтоведения выделяют: есте¬ственно-исторические исследования ландшафтов и социофункциональный анализ ландшафтов.
Цель естественно-исторических исследований — выявление нового знания о природных и природно-технических ландшафтах как элементах организации современной географической оболоч¬ки; социофункционального анализа — выявление значения ланд¬шафтов в жизни общества, что выходит за рамки естественно-ис¬торического рассмотрения.
Список используемой литературы.
1. Исаченко А. Г. «Ландшафтоведение и физико-географическое районирование». - М.: Высшая школа, 1991 г.
2. Колтунов Н. М. «Эколого-ландшафтная организация территории». – М.: ИК «Родник», 1988 г.
3. Соколов Ю. Н. «Структура ландшафтов». – Киев: УМК ВО, 1992 г
|