|
Сергей Ервандович Кургинян
| |
C http://www.situation.ru/app/sresallid522.htm, А.Мартов, В.Рощин, 2011 г.
Сергей Ервандович Кургинян - как заслуженный артист «общества спектакля».Tакие политики озабочены реализацией собственных амбиций. Интересы дела, интересы страны и интересы идеологии, на поле которой они пытаются играть, важны для них лишь в той степени, в которой они дают возможность им реализовать собственные цели. Отсюда происходит чрезвычайная «гибкость» к выбору подходящей идеологии, стремление, во что бы то ни стало подстроиться под текущую политическую конъюнктуру.
Знакомство российского общества с бурной деятельностью Сергея Кургиняна началось с театра и «театром» оно закончится.Hет никакого мнения о том, был ли кургиняновский театр «На досках» лучше или хуже других, но название креативное - содержит в себе дух анархизма и авангардизма. Человек, назвавший театр так, утверждал, что может делать хороший продукт без серьезной материальной базы, спонсорских и государственных дотаций, без опоры на имеющиеся традиции и вне связи со сложившимся театральным сообществом. Его цель - доставить зрителю максимальное эстетическое удовлетворение.
Нo тo, что верно в искусстве, автоматически не становится верным в реальной жизни людей, в жизни общества, в политике и экономике. С точки зрения эстетики красивое слово ценно само по себе. В реальной жизни если за красивыми словами не стоят реальные дела, то цена этим словам - медный грош, и если за пафосными лозунгами не стоят реальные интересы реальных слоев общества, то и пафосу цена - медный грош.А ещё хуже, когда оказывается, что реальные интересы всё-таки есть.
Какое место занимает Сергей Кургинян в спектре политических сил России, кто его друзья, а кто недруги?
Российский политический спектр принято делить на три сегмента: коммунисты, патриоты-националисты и либералы, это деление настолько условное, что годится только для заголовков газетной статьи.
Ну, неужели кто-то верит, что Жириновский - «либеральный демократ», хотя партия его именно так названa. Зюгановская КПРФ, приватизировшая большую часть электората позднесоветской КПСС, также не является коммунистической. Oни - социал-демократы с национал-патриотическим уклоном. Не всё понятно и с российскими либералами. Есть среди них те, для которых наивысшим приоритетом являются демократические свободы, а есть и те, кто ограничивает свой либерализм поддержкой частной собственности (их «герой» - Пиночет). Такая путаница в среде политических течений крайне выгодна тем, кто привык «ловить рыбку в мутной воде».
С зюгановской КПРФ Кургинян давно «на ножах». Просталинская партия РКРП-РПК также подвергла Кургиняна критике. О подобных «друзьях» Ленин еще в 1894 г. писал: «Поскребите “народного друга” … и вы найдете буржуа».
Серьезный критический анализ концепции Кургиняна можно найти у коммунистически настроенного публициста В.М.Сидорова. Одна из его справедливых претензий к Кургиняну состоит в том, что последний пытается играть на чужом поле.
Что касается лагеря либералов, то отношение к ним Сергея Ервандовича общеизвестно. Формально оно резко критическое. Но при случае он охотно сотрудничает с конкретными представителями крупного бизнеса.
Что можно сказать об отношении Кургиняна к провластным политическим кругам? Он не раз отметился в поддержке В.Путина.
Cтиль подачи и содержание материала Сергеем Кургиняном таковы, что вести серьезную полемику затруднительно. Да и его малопонятная концепция не представляет опасности настолько серьезной, насколько серьезную опасность представляет именно его стиль, вносящий ощутимый вклад в «шизофренизацию общественного сознания». Поэтому в ряду критиков Кургиняна одинаково ценны как критики пытающиеся полемизировать с ним серьезно и избравшие своей целью содержание, так и критики, взявшие на вооружение иронию и сарказм, и делающие акцент на критике формы.
Многие отмечали, что Кургинян попросту копирует стиль незабвенного Владимира Вольфовича Жириновского. Скопирован сам принцип: быть оппозиционером на словах, и апологетом власти на деле.
По мнению автора блога «Антикургинян» В.М.Сидоровa, целевую аудиторию проекта «Кургинян» составляют усталые и напуганные люди, которых сегодня, к сожалению, достаточно много (особенно среди молодежи). Кургинян, как отмечает автор, - очень хороший игрок. Все его построения настолько запутаны, что возникает иллюзия достоверности. Он прекрасно чувствует свою аудиторию, все ее фобии и заблуждения (центральная идеологема – «сломанный хребет»). Он работает с этими чувствами. Кургинян соединяет информацию с дезинформацией, сплавляет различные онтологии (научное и мифическое), мировоззрения (коммунизм и православие). Он работает с тем, что уже есть, лишь слегка изменяя курс. В его концепциях очень мало рациональности, зато они сквозь мифические. Кургинян конструирует образ врага, который является ничем иным, как абсолютным злом. Такая позиция, по мнению автора блога, защищена от критики, поскольку любой критик становится на позицию адвоката дьявола. Самое опасное в Кургиняне, продолжает автор, так это то, что он создает в своих адептах уверенность понимания происходящего. Его сторонники начинают смотреть на действительность не через призму разума, а через ту «интеллектуальную оптику», что подсунул им Кургинян. Кургинян прельстил своих сторонников именно этой возможностью участвовать в Большой Игре. Примерно так работают аферисты на вокзалах. Человек разумный должен задастся вопросом. Если Игра действительно есть, то какую позицию занимает сам Сергей Ервандович. Какую часть поля видит Кургинян, какую часть он не видит, какие еще игроки на полях (не абстрактные), ну и самое главное, какие есть возможности (интеллектуальные, прежде всего) играть мне самому, не окажусь ли я дурачком, которого просто используют в своих целях. Но признать это слишком страшно, ведь каждый уверен, что он умнее всех, что чувства его не подводят, что вот сейчас вместе с Кургиняном он займет место элиты.
Долгое время работы в театре приучает к тому, чтобы степень собственного успеха оценивать исключительно по количеству рукоплесканий и количеству юношей «с горящими глазами», выпрашивающий у тебя автограф. Главное для этого, чтобы твои перформансы приносили людям эстетическое удовлетворение, а способствуют ли они прогрессу общества или наоборот его регрессу – дело десятое.
Сергей Кургинян
От театра к «театру» |