Венедикт Васильевич Ерофеев 

1960-e

"Москва - Петушки" -"Энциклопедия русского пьянства".

Венедикт Васильевич Ерофеев родился 24 октября 1938 года в карельском поселке Чупа за Полярным кругом.

Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954. После окончания курсов путейцев Мурманской железной дороги Василий Васильевич Ерофеев был назначен дежурным по станции Пояконда.

Детство Веничка провел по большей части в детском доме в Кировске (Кольский полуостров).

Окончил школу с золотой медалью. В середине 1950-х — начале 1960-х учился сначала на филологическом факультете МГУ, потом в Орехово-Зуевском, Коломенском и Владимирском педагогических институтах, но отовсюду был отчислен. С 1958 по 1975 жил без прописки, работал магазинным грузчиком в Коломне, подсобником каменщика и приёмщиком винной посуды в Москве, истопником-кочегаром во Владимире, дежурным отделения милиции в Орехово-Зуево, бурильщиком в геологической партии (Украина), библиотекарем (Брянск), монтажником кабельных линий связи в различных городах СССР (это нашло отражение в сюжете поэмы «Москва — Петушки»), лаборантом паразитологической экспедиции в Узбекистане, лаборантом ВНИИДиС «по борьбе с окрылённым кровососущим гнусом» в Таджикистане и т. п. В 1974 женитьба дала ему возможность прописаться в Москве.

Поэмa в прозе «Москва — Петушки» тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады.

Помимо «Записок психопата» и «Москвы — Петушков» Ерофеев написал пьесу «Вальпургиева ночь, или шаги командора», эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика» и неподдающуюся жанровой классификации «Благую Весть», а также подборку цитат из Ленина «Моя маленькая Лениниана». Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя были частично изданы его записные книжки.Pоман «Шостакович» у него украли в электричке, вместе с авоськой, где лежали две бутылки бормотухи.

«Москва — Петушки» традиционно вписывается исследователями в несколько контекстов, с помощью которых и анализируется поэма. В частности, «Москва — Петушки» воспринимается как пратекст русского постмодернизма и в контексте идеи М. М. Бахтина о карнавальности культуры. Активно изучаются связи лексического строя поэмы с Библией, советскими штампами, классической русской и мировой литературами.

Венедикт Васильевич Ерофеев
после средней школы, законченной на Кольском полуострове в Заполярье, и Московского университета, откуда его благополучно турнули за уклонение от посещений занятий по военной подготовке, писатель, кроме писательской, освоил бесчисленное множество профессий. Работал в Коломне грузчиком, подсобником - на строительстве московских Черемушек, во Владимире - кочегаром-истопником, милиционером - в Орехово-Зуево, приемщиком винной посуды - снова в Москве, бурильщиком в геологической партии на Украине – одним словом, сменил профессий не меньше, чем в свое время Михаил Зощенко. Но больше всего на творчество Ерофеева повлияли два месяца, проведенных на кабельных работах на участке Шереметево-Лобня в 1970 году. Именно в это время он пишет прославившую его поэму "Москва-Петушки", ставшую едва ли не национальным гимном России второй половины XX века.


В последние годы Венедикт Ерофеев обдумывал пьесу о Фанни Каплан, действие которой должно было происходить в современной Москве на пункте приема стеклотары. Но многолетняя, мучительная болезнь, отнявшая у писателя голос, не позволила осуществиться задуманному

пресс-портрет
WiKi
10.24.11 - Новое издание поэмы Ерофеева "Москва - Петушки" дошло до Кремля
Книги о психоанализе культуры, ее психоаналитиках и пациентах

Hosted by uCoz