Pаввин Дoвид Карпов 

"Грядущий мир добра и справедливости наступит с приходом Мошиаха"

На семинар из Москвы приехали уважаемые раввины Давид Карпов и Авраам Ильягуев. Они провели интересные лекции и круглые столы, посвященные еврейским традициям и мудрецам, поделились с молодым поколением еврейской жизненной мудростью и смогли передать чувство гордости за свой народ. Названия лекций пробуждали интерес и желание их послушать: «Что лучше – новый “жигули” или старый “мерседес”?», «Может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?», «Есть ли жизнь после свадьбы?».

http://www.evrei-ekaterinburg.ru/templates/articlecco_cdo/aid/1563798

ПЕРМЬ, 11 мая 2011 (АЕН) - Впервые в Перми с 6 по 9 мая еврейский общинный центр "ХАБАД-Любавич Ор Авнер г. Пермь", благодаря финансовой поддержке фонда Мирилашвили, провёл межрегиональный молодёжный семинар "Иудаизм- свет дружбы и понимания".http://www.aen.ru/index.php?page=article&category=education&article_id=717

«Круглый стол» (27.07.2011), посвященный «библиотеке Шнеерсона» может дать новый импульс усилиям по ее возвращению хасидам.«Dуховного аспекта» коснулся раввин Довид Карпов. Он поставил вопрос о том, что должно являться приоритетом — память о духовных учителях или научный интерес? Иными словами: чем являются книги «библиотеки Шнеерсона» — святым наследием евреев или объектом интереса ученых? Может ли государство национализировать частное имущество и объявить его народным достоянием? -http://sinagoga.kiev.ua/catalog/?id=1288 – O библиотека Шнеерсона

Дoвид Карпов призывает начать новую жизнь с мацой на столе и еврейской верой. «Для нас любой еврей – брат, высокомерие не служит делу объединения”."Грядущий мир добра и справедливости наступит с приходом Мошиаха".



Pаввин ортодоксальной синагоги Дaвид Карпов в свое время променял карьеру советского химика Вадима Карпова на антисоветскую должность сторожа при синагоге Довида Карпова.Довид Карпов -представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР),(раввин общины "Даркей Шалом" в Москве, член совета директором международной культурно-просветительской организации "ХАМА") хасид.

"Рош га-Шана — это день рожде¬ния... нашего мира. Именно так об этом говорится в праздничных мо¬литвах: «Этот день — начало Твоих деяний». И все же эти слова требу¬ют уточнения. Ведь на самом деле Рош га-Шана соответствует шесто¬му дню творения, когда был создан первый человек — Адам. Однако в тексте молитвы нет ошибки: созда¬ние человека завершает и венчает собой весь процесс творения. И хо¬тя, согласно устной традиции, все было сотворено уже в самое первое мгновение, в полной мере замысел Творца воплотился в создании Ада¬ма. Каждый человек вслед за Ада¬мом может заявить: «Я создан лишь для одной цели — служить своему Творцу» — говорят Мудрецы. Все¬вышний создал весь этот огромный и величественный мир с единствен¬ной целью: чтобы человек довел его до совершенства и сделал его оби¬телью, достойной своего Творца. Весь процесс творения начался с того, что Всевышний «возжелал иметь для себя «жилище» в нижних мирах», то есть в нашем материаль-ном мире, который полон зла и несправедливости. Но по-настоящему
этот замысел начал осуществляться только с появлением на «сцене» главного действующего лица — первого человека, Адама.

И каждый год в Рош га-Шана мы тоже начинаем строить свой собст¬венный новый мир — мир, где все¬гда найдется место для нашего ближнего и дальнего, мир, в кото¬ром есть Тора и заповеди. Гряду¬щий мир добра и справедливости, который наступит с приходом Мошиаха".
р. Давид КАРПОВ
(http://www.rustreet.com/phpBB/viewtopic.php?p=49259&sid=c8dfdff2273097475288965d833ee4c9)

ДАРКЕЙ ШАЛОМ была построена несколько лет назад. Aктивное участие в финансировании ее строительства принял благотворительный фонд развития татарского духовного наследия "Хиляль". Синагога стала частью "маленького Иерусалима" - уникального Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий, который включает православный храм святого Николая Мирликийского и часовню святого великомученика Пантелеймона-целителя, мечеть с медресе и синагогу . Возглавляет общину "Даркей шалом" раввин Довид Карпов.

Сигнальный проезд д.19Б,
Сайт http://www.shalom.org.ru
dashalom@mtu-net.ru

http://archive.svoboda.org/programs/encl/2005/encl.111205.asp -"Энциклопедия русской души", радио "Cвобода", 2005, Ведущий Виктор Ерофеев, тема Страх смерти

Виктор Ерофеев: Сегодня в гостях: лютеранский пастор Дмитрий Лотов, раввин Довид Карпов и православный священник Тимофей Подобедов. Мы поговорим о смерти, смысле ее, о возможностях жизни, о нашем назначении и предназначении...Tеперь давайте посмотрим, как этот вопрос решается в иудейской традиции. Довид, как на ваш взгляд, страх смерти - это положительное, это важное для человека чувство?

Довид Карпов: Чувство, безусловно, важное. Я думаю, что тут важнее причина. Конечно, все равно, хотя это некое чувство, но можно проанализировать, чем оно вызвано. Если говорить животный страх, то в еврейской традиции считается, что животные чувства те, которые нужно преодолеть или, по крайней мере, облагородить. То есть поддаваться чисто животным чувствам - это недостойно религиозного человека. Но он может их использовать действительно иногда во благо. Поэтому сам по себе, на мой взгляд, важен не страх смерти - это производная от отношения к жизни. То есть если человеческая жизнь насыщена и наполнена, в частности, служением Творцу, то понятно, что человеку жалко это терять. В еврейской традиции подчеркивается, что служение - это именно, когда душа облечена в тело, то есть в нашем материальном мире. Служение - это действие, поступки прежде всего. И когда душа разделяется с телом, с одной стороны, это мучительный процесс, но он может быть для некоторых и достаточно легким. Но факт тот, что человек, а именно душа, личность, она теряет возможность служить Творцу. И вот это, с точки зрения религиозного человека, самое главное упущение. Потому что, допустим, есть люди, мы называем их праведниками, для которых уход из этого мира если не благо, то, по крайней мере, естественный процесс. Как говорится, как перейти в соседнюю комнату. И многие праведники являлись таким примером.

Во-первых, сам Моисей, мы знаем, пришел в этот мир и ушел в один и тот же день, прожив 120 лет. Это тоже некий знак праведности. Это, конечно, не значит, что все праведники так поступают. Это означает, что он завершил свой жизненный путь, он полностью исчерпал цикл жизни. И поэтому ему было кому передать свои духовные полномочия, в этом смысле он ушел из этого мира легко. Но даже праведник, заканчивая свой жизненный путь, он лишается возможности служить Творцу. И вот это для людей религиозных, наверное, самая большая утрата.

Я позволю себе очень короткую историю, когда один хасид, который много постился из религиозных соображений, это было лет двести назад, тогда все было немножко по-другому, подрывал себе здоровье и фактически расставался с этим миром. И когда он перед кончиной завещал своим сыновьям, он говорил, что вы не должны совершать мою ошибку. Посты - это важная вещь, но все эти посты не стоят одного дня, проведенного в молитвах, в добрых делах в этом мире. Когда эта история дошла до Ребе, он сказал, что он, конечно, прав, но, может быть, чтобы это понять, и стоило поститься. Такая история.

Виктор Ерофеев: Интересно, что я как раз, слушая вас, вспоминаю ранний роман Камю "Счастливая смерть". Такое парадоксальное название. Он потом этот роман переделал в роман "Посторонний". Он малоизвестен и вышел после его смерти. В этом романе пишет о том, что смерть может быть счастливой, если ты в своей жизни испытаешь массу положительных, замечательных чувств - любовь, причем любовь не только к подруге, к жене, но и любовь к детям, к родителям и любовь к жизни. И такой человек, даже будучи атеистом или язычником, он может закончить свои дни счастливым. Вот как в еврейской традиции, поддержали бы иудеи такую идею счастливой смерти, которую высказывает средиземноморский человек, кстати говоря, находящийся на берегах того же моря?

Довид Карпов: Эту идею в такой редакции навряд ли бы поддержали. Понятно, что бывают счастливые варианты. Более того, насколько я могу судить, в некоторых культурах есть культ смерти, когда это воспринималось как благо и соответственное отношение. Может быть в какой-то степени компенсировало страх. В некоторых культурах есть опять-таки такой своеобразный культ ранней смерти, в бою, к примеру, или еще в каком-то контексте. Но это все не соответствует писанию. Действительно, в еврейской традиции, я думаю, что не только в еврейской, вообще в религиозной есть понятие - смерть во имя веры. То есть в некоторых достаточно критических ситуациях иудею, я думаю, что не только иудею предписано идти до конца, то есть не отрекаться от веры, что, кстати, многие люди проделывали даже ценой собственной жизни. Но это совершенно другая сторона. Потому что сам уход из жизни является заповедью, является высшей формой служения Творцу. Но если, конечно, испытание посылает сам Творец, не сам человек себе придумывает, напрашивается, а если происходит по воле Всевышнего, это видно.

Вообще смерть, конечно, - это зло, это одно из проявлений духовной нечистоты. У пророка сказано, что "смерть будет поглощена навеки, и дух нечистоты я удалю с земли". Это о грядущем мире. И поэтому меня всегда немножко смущают эти обобщения, когда мы говорим, что все мы смертны. То есть мы смертны по своей природе, но вообще-то, мы знаем, когда-то это будет преодолено. Так же когда будет преодолен грех с приходом Миссии, мы немножко это понимаем по-разному, но все сходимся на том, что это будет. И тогда в общем-то человек будет бессмертным, физически бессмертный.

Виктор Ерофеев: Скажите мне, пожалуйста, а вот тот вопрос, который я адресовал господину пастору о том, кому "легче" умирать - атеисту или верующему человеку, как бы вы на него ответили в своей традиции?

Довид Карпов: В чем-то я согласен. Мне кажется, зависит от человека - это понятно. Есть разные верующие, разные неверующие. Но вот есть ответ предыдущего Любавического раби, он в 27 году был арестован ГПУ, сидел в Петербурге, в Шпалерной тюрьме как человек, который отстаивает религиозные взгляды. Это касалось не только раввинов, а представителей всех религий в то время. И в частности, в какой-то момент, когда следователи, которые тоже по иронии судьбы были евреями, стали угрожать револьвером. Приставил к его виску револьвер и сказал, что эта игрушка заставляла говорить многих. Ребе ответил так, что эта игрушка может испугать тех, у кого много богов и одна жизнь. Но человек, у которого две жизни, то есть эта и грядущая, и один Бог, она испугать не может. Это был выдающийся человек, я не уверен, что любой религиозный человек смог бы так поступить на его месте.

Виктор Ерофеев: А что с ним стало?

Довид Карпов: Это довольно необычная история, она малоизвестна. Она известна в основном последователям этого ребе, его звали Иосиф Шнеерсон. В 27 году он был арестован, тогда арестовали много религиозных деятелей, но, так сказать, чтобы скрыть арест именно его. Большинство из них было расстреляно. Он чудом, ему был тоже приговор расстрел, каким-то чудом эта машина дала сбой, она его освободила. И он покинул Россию, он умер в Нью-Йорке в 50 году.

Виктор Ерофеев: Он покинул Россию?

Довид Карпов: Его выслали фактически. Когда его освободили, сослали в Кострому, после этого ссылка закончилась, и советская власть сочла лучшим выслать просто из Советского Союза.

Виктор Ерофеев: Были случаи, это довольно уникальный пример, если можно так сказать, когда высылали людей во время сталинизма?

Довид Карпов: В 27 году. Я не хочу переключать разговор на эту тему. Но вот ответ.

Виктор Ерофеев: Просто мурашки по коже - такой сильный ответ.

Довид Карпов: Поскольку это была реальная ситуация, реально, все было взаправду.

Виктор Ерофеев: Смерть атеиста - понятно. А что такое смерть для еврея - это трагедия? Насколько это ощущается как трагедия, а насколько это действительно как переход в другой мир? Даже в бытовой традиции как вы смотрите на это? Вы же встречались с большим количеством смертей, как бы вы могли это объединить?

Довид Карпов: Я думаю, тут в данном случае нет большой разницы - еврей или не еврей, иудей или, допустим, мусульманин. Я думаю, что в этом смысле довольно близкие взгляды. Конечно, человек все равно человек, и человеку уж точно ничто человеческое не чуждо и поэтому, естественно, все человеческие чувства традиция уважает. Она предписывает скорбеть и выражать по близким родственникам. Но она ограничивает этот срок. Считается, что если человек скорбит больше меры, то это уже в какой-то степени недостойно религиозного человека, он не в полной мере принял приговор Всевышнего, и как бы излишняя скорбь указывает на слабость его веры. Поэтому еврейская традиция ограничивает скорбный период, по крайней мере, внешних проявлений скорби. А так, конечно мы, так же мы верим, что наши души вернутся в этот мир, снова обретут тела более совершенные, и что мы когда-то снова будем вместе.

Виктор Ерофеев: Мне кажется, что мужчины порой гораздо более уязвимы. Все-таки из опыта, вы имеете в виду по плачу - понятно, а вот по какой-то незащищенности, я даже не знаю. Как вы думаете?

Довид Карпов: Сложный вопрос. Мне кажется, женщина, если она уходит из этого мира в сознании, отдает себе отчет, она больше переживает за тех, кто остается - за детей, за близких, все-таки более женское чувство. Бывает у мужчин такое, но женщины воспринимают ребенка как часть себя самого. И невозможность больше о нем заботиться, защитить его, даже если ребенок уже взрослый, мне кажется, это болезненно довольно для женщины. Хотя, конечно, в большей степени зависит от всего - и от степени религиозности, и от того, насколько человек реализовал себя. В этом смысле нельзя разделять, не очень имеет смысл разделять страх смерти у женщин и мужчин.

Виктор Ерофеев: Довид, я неслучайно вас пригласил. Помимо того, что вы рассказали действительно потрясающую историю, я еще вот о чем думал, когда вас приглашал. В иудейской традиции есть совершенно уникальная вещь - ирония по отношению к смерти. Существуют десятки очень иронических, очень смешных анекдотов, когда старый еврей уходит в иной мир, пишет завещание, зовет детей (я не буду рассказывать сегодня не анекдотическая передача), но при этом совершает какие-то забавные поступки. Скажите, это новая тенденция или это всегда было в вашей культуре - такой иронический, и я бы даже сказал, самоиронический взгляд, когда человек может на себя посмотреть с иронией. У вас это как-то культивировалось или это возникло в новые времена и по этому поводу, можно сказать, что это не свойственно ортодоксальному еврею так вести себя.

Довид Карпов: Ортодоксальному еврею свойственно все, что не противоречит традиции и закону Торы. В остальном традиция нас никак не ограничивает, человек может заниматься любой светской профессией, которая опять-таки не связана с каким-то явным нарушением традиции, и тоже служить Творцу, выполняя свой профессиональный долг, помимо чисто религиозных обязанностей. Мне кажется, это не столько ироническое отношение к смерти, сколько ироническое отношение к самому себе. Поскольку, как говорил один из наших учителей, тоже довольно иронично, что в одном кармане у человека должна лежать записка (он говорил - бумажка), на которой написано, что человек создан по образу и подобию, а в другом, что я прах и пепел. Сочетание величия и, наоборот, бренности, слабости. Это все сочетается в человеке. Человек должен в какие-то минуты уметь видеть в себе величие, этот образ Божий, а в какие-то минуты - это тоже в некотором смысле часть его религиозного мировоззрения - уметь посмотреть на себя иронически, как на слабое существо, на смертное существо, на бренное существо. И этот двоякий подход к самому себе, он, наверное, выражается, в частности, анекдот - это более современная форма. Но и потом, мы знаем, что судьба еврейского народа довольно трагична. Если бы евреи не умели посмотреть не только лично на себя, а на всю свою судьбу, на такие трагические моменты своей истории иронически, то может и не было такой жизненной стойкости. Я говорил про Любавического ребе, родоначальник династии жил двести лет назад примерно. Он тоже был арестован, но уже сидел в русской тюрьме. По доносу.

Виктор Ерофеев: В каком году?

Довид Карпов: В 1798 году, а умер он в 1812 году. Сидел он в тюрьме в Петропавловской крепости в Петербурге. И ему задавались вопросы по поводу его учения. Это было очень сложно объяснять царским цензорам, людям, во-первых, православным, во-вторых, далеких бесконечно от еврейской философии, основы иудаизма. Но от этого зависела его судьба, потому что он считался государственным преступником. И ему были заданы довольно сложные вопросы, их было 22. И вот на последний вопрос он затруднился ответить. Не потому, что он не знал ответа, а потому что он не знал, как это донести до царских цензоров. И тогда он улыбнулся, и эта улыбка его спасла. Потому что к тому времени царские цензоры - это был очень высокий уровень следствия - они уже настолько прониклись уважением к нему, то есть они не считали его преступником, они видели в нем святого человека. И вот эта улыбка, она его спасла. Смысл такой был: видите, на все вопросы я ответил, неужели на этот вопрос я не смогу ответить? Хотя на самом деле у него не было ответа на вопрос. Вот это умение улыбнуться иногда в глаза опасности, в глаза смерти, если пафосно говорить, иногда эта улыбка спасает.

СССР Первый детский лагерь для девочек. ХаБад- Любавич.Встречает раввин Давид Карпов
Семинар для молодых людей
ДАРКЕЙ ШАЛОМ
Pадио "Cвобода", 2005,
Xасиды

Hosted by uCoz