Герман Брановер и др.  

Mихаил Гринберг

Герман Брановер

Полное издание «Торы» (пять книг Моисея) под редакцией профессора Г. Броновера.

B 1990 г. я изучала проблемы национальных меньшинств и базой для этого стал Eврейский Yниверситет Mихаила Гринберга. Через этот университет я и вышла на дело Броновера и храню от него подарок - тору на русском языке (Ростовская М.Н)

Cуть дела .В коричневом журнале «Наш современник» (№11, 1990 г.) была опубликована статья Александра Казинцева (зам. главного редактора), «Я борюсь с пустотой». В статье приводилась цитата из книги гражданина Израиля профессора Г.Брановера:

«...Славные сыны Израиля Троцкий, Свердлов, Роза Люксембург, Мартов, Володарский, Литвинов вошли в историю Израиля. Может быть, кто-нибудь из моих братьев спросит, что они сделали для Израиля? Я отвечу прямо: они непосредственно или посредственно старались уничтожить наших наибольших врагов — православных гоев. Вот в чем заключалась их работа. Этим они заслужили вечную славу!».

Какие чувства должен испытать русский человек, прочтя цитату? Какой болью отзовется она в душе православного христианина? А ведь после статьи Казинцева, цитата, как по команде, пошла гулять по страницам прессы наших патриотов: «Истоки», «Земщина», Екатеринбургский «Звон России», Вологодское «Эхо». «Пульс Тушина» тоже здесь.

Брановер предъявил редакции и автору статьи иск о защите чести и достоинства, утверждая, что ни в одном из многочисленных изданий своей книги ничего подобного не писал. 1 июля 1992 г. Дзержинский районный суд г. Москвы иск удовлетворил, обязав «Наш современник» опубликовать опровержение.

Интересы Г.Брановера на судебном процессе представлял член Московской Хельсинкской группы, адвокат Генри Резник. Основное внимание в своей речи защитник уделил обоснованию злонамеренности ответчиков, осознававших, что распространяют ложь.

Герман Брановер - человек-легенда. Одно перечисление его вклада в науку и возрождение еврейского самосознания займет немало…

Брановер родился в Риге в 1931. В 1953 году он закончил Ленинградский политехнический институт, а спустя шесть лет – и физико-математический факультет Латвийского университета.

Именно физика оказалась его стезей – Герман Брановер стал одним из основоположников магнитной гидродинамики жидких металлов.

В 60-е годы одержимость наукой не помешала начинающему ученому принять участие в еврейском национальном движении в Риге. На вопрос, что привело его к вере в Б-га, он с грустью отвечает: размышления об антисемитизме. На латышском языке еврей – это «жид», и Герману Брановеру с детства довелось учиться в школе, официально называющейся «жидовской».

Окончив физмат, Герман Брановер публикует в академическом журнале свою первую научную работу и уже вскоре становится сотрудником института физики Латвийской Академии наук, где в течение двух лет работает старшим научным сотрудником. Несмотря на узаконенный государственный антисемитизм как ученый он имеет хорошие перспективы и реальный, весомый материальный достаток. «По мнению любого “нормального” советского гражданина, – читаем мы в книге его воспоминаний “Возвращение”, – у меня было все для того, чтобы жить спокойной, размеренной, полной довольствия и удовлетворения жизнью».

Mолодой профессор по собственному желанию увольняется с работы, подает заявление о выезде в Израиль и получает отказ... Чудом избежав ареста, Герман Брановер в 1972 году все же наконец получил возможность выехать в Израиль.

Молодого профессора-физика ожидает великое множество встреч и в научном мире. В 1973 году он становится профессором двух израильских университетов — Тель-Авивского и Беер-Шевского, при втором буквально сразу возглавляет исследовательский центр МГД. С 1991-го, когда благодаря перестройке культурные, общественные и научные организации и учреждения на территории бывшего СССР постепенно начинают налаживать связи с коллегами за рубежом, профессор Брановер возглавляет израильско-российскую лабораторию энергетических исследований, а затем и проект Российской еврейской энциклопедии (идея этого проекта зародилась в недрах РАЕН).

Интенсивная научная деятельность профессора Брановера отмечена такими фундаментальными трудами, как «Турбулентные МГД-течения в трубах» (1967), «Магнитная гидродинамика несжижаемых сред» (1970), «МГД-течения в каналах» (1978), «Одно- и многофазные течения в электромагнитном поле» (1985), «Металлургия, преобразование энергии и МГД-течения» (1993) и другими, в которых ученый описал разработанную им теорию и практические применения течений жидких металлов в магнитном поле, а также результат исследований анизотропной МГД-турбулентности и ее роли в гео- и астрофизике и в технологии. Сегодня он работает над очередными научными задачами.

Вопреки общепринятым представлениям устремленность к науке не помешала молодому физику еще в 1960 году углубиться в теологию. С научной скрупулезностью он начинал заниматься исследованием вопросов гармонии между Торой и современными естественными науками и переводить на русский еврейские религиозные книги. Позже в Израиле выйдут его книги «Из глубин» (1979), «Выдержки из краткого свода еврейских законов» (1973), книга воспоминаний «Возвращение» (1977), «Око сердца» (1989), «Синтез» (1990), «Велики дела Твои» (1993), «Наука в свете Торы» и другие.

С 1972 года Герман Брановер возглавляет Союз еврейской религиозной интеллигенции из СССР в Израиле – то была настоящая алия (в переводе с иврита «подъем»), люди ехали в Святую Землю не из меркантильных соображений, – и становится главным редактором существующего при союзе издательства «Шамир», наиболее крупного по выпуску иудаики на русском языке. Вскоре в издательстве начинает выходить альманах «Возрождение», который тайными путями переправляется к русскоязычным собратьям, а спустя десять лет Герман Брановер основывает общественно-философский журнал «В свете Торы» на английском и иврите. В 1992 году Брановер удостоен премии Кнесета.

Когда началась перестройка в СССР, посланники профессора Брановера, тогда сотрудники издательства «Шамир», – Зеев Вагнер (ныне лицо РЕЭ), Хаим-Арон Файгенбаум (впоследствии директор первой, кунцевской ешивы, а ныне исполнительный директор Института изучения иудаизма под руководством Адина Штейнзальца), Михаил Гринберг (теперь директор издательства «Гешарим») и другие, с благословения Любавичского Ребе едва ли не первыми пересекли только что приоткрывшиеся границы и уже вскоре организовали здесь выпуск литературы по иудаике на русском языке.

Свое выступление в Израильском культурном центре Герман Брановер посвятил главной теме своей жизни — «Наука и религия». То, о чем он говорил, убедительно, поскольку доказательно, — это «тшува наук»: раскаяние науки в грубом материализме. Примеры трудов, отчасти продемонстрированных, отчасти названных (всего таких, как подсчитал профессор, в последнее время выходит до 400 в год), опубликованных видными учеными мира в подтверждение – ни много ни мало — существования Б-га, по-настоящему впечатляют!

Уподобление теории Большого Взрыва процессу появления Вселенной из ничего (то есть материи из нематериального) давно стало общим местом. Эти и подобные примеры полного соответствия современной науки и еврейской религиозной традиции, опрокидывающие стереотипное атеистическое противопоставление науки и религии, насколько можно было судить, убедили практически всю аудиторию. Было действительно трудно не поддаться обаянию и логике профессора Брановера.

Брановер Герман
Еврейский общинный центр Mосквы
Михаил Львович Гринберг
Речь адвоката Г.М.Резника

Hosted by uCoz